Ни для кого не секрет, что суппорт дискового тормоза современного автомобиля — довольно сложный и ответственный узел, изготовленный из высокотехнологичных материалов, от которого зависит безопасность движения и в итоге жизнь людей. Суппорт тормозного механизма — агрегат отвечающий за прижим тормозных колодок, исправное состояние суппортов — это равномерное и надежное торможение автомобиля.
Дисковые тормоза работают в тяжелейших условиях высоких температур. Температура в паре трения диск — колодка может достигать величины 500 °С и даже 600 °С, а на поверхности других деталей суппорта за счет отвода тепла и его рассеивания — до 150 °С и выше. В реальной дорожной обстановке таких температур достичь достаточно сложно, но в условиях агрессивной езды или движения по горному серпантину такие значения вполне реальны. Кроме того, детали суппорта подвергаются воздействию воды и солей с дорожного полотна, а также воздействию тормозной жидкости из тормозной системы. Такие сверхтяжелые условия работы суппорта требуют применения в нем специальных смазок, рассчитанных на экстремальные условия работы. Обычные же распространенные смазки при таких условиях работы коксуются, вымываются водой, растворяются тормозной жидкостью и зачастую пагубно влияют на эластомерные и пластмассовые детали суппорта, что может привести к отказу тормозной системы во время движения.
В этой цепочке, в разрыве между главным тормозным цилиндром и суппортами, есть еще один компонент — распределитель тормозных усилий, который предназначен для оптимального распределения тормозного усилия по осям. По классической схеме на заднюю ось должно приходиться примерно 30% всего тормозного усилия, а на переднюю 70%. В противном случае задние колеса будут постоянно блокироваться, провоцируя заносы. Закисшие направляющие и, в меньшей степени, заклинивший поршень суппорта — самые частые неисправности в тормозной системе. Конечно, если такие неисправности имеют место быть, эффективность тормозов значительно снижается, автомобиль нажинает уводить в сторону при торможении, тормозные колодки расходуются неравномерно. В конечном итоге неисправная работа суппортов приводит к неправильному распределению тормозных усилий, что на высоких скоростях всегда очень опасно.
Ремонт тормозных суппортов
Всю работу по непосредственному торможению выполняет именно тормозной суппорт, функционирование которого заключается в прижимании тормозных колодок к тормозному диску. Колодки и тормозной диск при этом выполняют пассивную роль. Поэтому надлежащее состояние тормозных суппортов залог эффективного торможения и вашей уверенности в них. Чтобы содержать суппорты в исправном состоянии их необходимо периодически обслуживать. Часто это означает их разборку и чистку, смазывание специальной смазкой с последующей сборкой. Не лишним будет также проверить на целостность резиновые уплотнители, так как повреждения последних часто являются следствием неисправности в суппорте. Например, при разрыве пыльника поршня в цилиндр суппорта попадает грязь с дороги, которая царапает и поршень и цилиндр, что впоследствии приводит к появлению ржавчины и подклиниванию поршня.
Правильный выбор смазки определяет, на сколько долго будут работать тормозные суппорты после их обслуживания. Обычные смазки типа «Литол» или «Графитная» использовать нельзя, хотя многие этим правилом пренебрегают. Тормозной суппорт располагается в нижней части автомобиля и, помимо высочайших температурных нагрузок при трении, постоянно подвергается химическому воздействию дорожной грязи и соли. Как минимум, по одному из этих критериев — температурному режиму, смазка типа «Литол» или «Графитная» не справятся и со временем вытечет, т.к. при высоких температурах становится слишком жидкой. На сегодняшний день есть много специализированных смазок и именно их нужно использовать.